Проект
«Спешите делать добрые дела!»
Не
успокаивайтесь, не давайте усыплять себя!
Пока молоды,
сильны, бодры, не уставайте
делать ДОБРО!
А.П. Чехов.
Мы
живём в сложном мире. Наше общество преодолевает политический, социальный,
экономический и экологический кризис. Но остаётся в обществе самый страшный
кризис – нравственный. В
настоящее время в России все больше и больше распространяется культ
бездуховности и безнравственности. Этот культ распространяется самыми разными
способами: телевизионными передачами, действиями политических и общественных
деятелей, поведением взрослых и т.д. Несмотря на разнообразие методов,
сущностью их является навязывание человеку стереотипов агрессивного и
безжалостного поведения по отношению к другим, пренебрежение нравственными
нормами ради материальной выгоды. Сегодняшние
дети утверждают завтрашнее благосостояние страны, что полностью зависит от
доброкачественного воспитания. Проблема приобретения ребёнком
эмоционально-нравственного опыта является сегодня особенно актуальной. Если
наши дети будут совестливы и добры, этого достаточно. Всё остальное приложится.
Из жизни они сами будут выбирать, и вбирать в себя всё доброе и честное.
Морально-этическое
воспитание детей и подростков - важное направление воспитательной работы.
Актуально это и для воспитанников детских домов. Сегодня воспитанники
перегружены требованиями по освоению учебных дисциплин в рамках школьной
программы, и ответственность за воспитание духовности и нравственности лежит на
воспитателях и педагогах детских домов.. Ведь современный окружающий мир мало
способствует естественному освоению нравственных ценностей.
Поэтому можно
предположить, что для детей-сирот, и детей, попавших в трудную жизненную
ситуацию, детский дом - это единственное место, где взрослые люди могут помочь
детям сформировать и усвоить такие ценности как доброта, отзывчивость,
милосердие. Не стоит забывать, что дети – будущее России, и от нас, от взрослых
зависит, каким будет это будущее.
Отсутствие
заботы к ближнему, агрессия по отношению к братьям нашим меньшим, безразличие к
происходящему в мире - стало неотъемлемой частью поведения подростков. Дефицит
доброты в социуме вызвал необходимость воспитания у молодых людей социальных
чувств.
Задача
современного воспитателя, педагога не только овладевать нормами международных
социальных и педагогических компетенций, но и стремиться использовать
инновационные процессы в молодёжной среде. Воспитать в каждом ребёнке
гражданина и патриота своей страны, развить чувство долга в оказании помощи
нуждающимся, побудить к совершению добрых и полезных поступков – одна из
главных задач педагога. Этот процесс начинается с ранних лет развития ребенка и
проходит через всю сознательную жизнь человека.
Проблема
воспитания доброты, сострадания и доброжелательности заслуживает того, чтобы
сегодня еще раз обратить на нее внимание.
«Детство – важнейший
период в человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,
самостоятельная, неповторимая жизнь! От того, как прошло детство, кто вел
ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце от окружающего
мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний
малыш», – говорил В.А.Сухомлинский.
Младший
школьный возраст детей предоставляет большие возможности для формирования
нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная
внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, авторитет
взрослых, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной
личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в младшем
возрасте и роль педагога в процессе социализации личности огромна.
В.А. Сухомлинский указывал, что младший
школьный возраст является благодатным периодом для пробуждения у детей добрых
чувств к людям, а средства эмоционального воздействия (красота поступков,
красота природы, эмоциональность коллектива, слово, искусство, труд и игра,
роль учителя и др.) Василий Александрович рассматривал как важнейшие факторы
учебно-воспитательного процесса.
II.
Актуальность проекта
В
современном мире, во времена компьютеризации, дети разучились общаться друг с
другом, зачастую утратили такие человеческие качества, как уважение,
сострадание, отзывчивость. И только усилиями родителей, учителя можно воспитать
у ребенка эти качества.
Актуальность
заключается в соответствии идеи проекта требованиям современного общества и
государственного заказа на воспитание социально активной личности
Проект
«Спешите делать добрые дела!» способствует формированию инициативы добра и
ответственности детей, подростков и молодежи, приобретению ими практического
опыта, который усилит социальную компетенцию и интерес к социально значимой
деятельности.
Главное
его направление – это оказание помощи детям в познании искусства творить добро,
всем оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в специальной
поддержке и заботе.
Проект
призван учить детей не проходить мимо тех, кому трудно, делиться своим теплом с
теми, кому его не хватает.
Социально
активная деятельность готовит детей и подростков к последующей гражданской
деятельности, ими приобретается социальный опыт, формируется умение
самостоятельно планировать и реализовать задуманное, нести ответственность за
свои действия. Дети учатся сотрудничать как со сверстниками, так и взрослыми.
Данный
проект объединит вокруг себя детей и взрослых (учащихся, родителей , педагогов)
и станет общим делом.
Добро,
гуманизм, милосердие, смысл жизни – это ценности, о которых можно говорить
бесконечно. Есть люди, которые говорят, а есть люди, которые делают! Результаты
скажут сами за себя.
«Я
должен сделать все необходимое, чтобы количество добра в мире увеличилось».
Все
в наших руках! Нас ждут великие дела!
Цель
проекта:
Развитие
представления учащихся о добре; воспитание стремления совершать добрые дела;
развитие адекватной самооценки; развитие умения делать правильный выбор при
решении жизненных ситуаций.
Задачи
проекта:
1. Сформировать в сознании
детей понятие «доброта».
Расширить
знания школьников о доброте и её роли в жизни каждого человека.
Способствовать приобретению учащимися
опыта сопричастности, милосердия, быть добрее друг к другу.
2. Воспитывать
доброжелательность.
3. Формировать положительную
эмоциональную настроенность, жизнерадостность, активность ребёнка.
4. Научиться жить под девизом:
«Что бы вы ни делали, количество добра в мире должно
увеличиваться».
6. Способствовать
пониманию того, что чёрствость души – самая страшная болезнь на свете.
7. Развивать чувства долга, заботы и
уважения к людям, нуждающимся в помощи.
8. Воспитывать чувство гражданского
долга, патриотизма, любви к людям, милосердия.
В основу проекта положены следующие
воспитательные методы:
- вовлечение в деятельность;
- стимулирование;
- сотрудничество;
- доверие;
- личный пример.
Миссия проекта – актуализация лучших моральных
качеств участников проекта: доброты, сочувствия, деятельной помощи и поддержки
тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации.
Процесс взаимодействия в рамках этого
проекта осуществляется как в социальном, психологическом, так и педагогическом
аспектах.
Социальный
аспект выражается
в потребности общества организованно оформить социальную активность детей,
способствовать успешному обретению ими позитивного социального опыта.
Психологический
аспект связан
с удовлетворением стремления детей к общению, переживанием чувства общности и
доверия в социальных отношениях.
Педагогический
аспект проявляется
в возможности создания условий для гармонизации опыта коллективных и
индивидуальных отношений, в воспитании ребенка коллективом сверстников в процессе
социально значимой деятельности, которая при благоприятных условиях
способствует выработке у детей чувства ответственности, солидарности,
сопричастности к проблемам окружающей жизни, позволяет формироваться зрелой
гражданской позиции.
Участники
проекта: учащиеся,
родители, педагоги МБОУ «Гимназия № 18 имени И.Я.Илюшина»
Сроки
реализации: с
01.09.2017г- 31.05.2018г.
Направления
деятельности:
«Творчество».
Организация праздников, концертов, акций для инвалидов, ветеранов войны и
труда, военнослужащих срочной службы. Работа направлена на привлечение внимания к проблемам людей преклонного
возраста, на оказание им дополнительной поддержки, внимания и заботы. Конкурсы
рисунков и персональные выставки, изготовление поздравительных открыток.
«Помощь детям». Организация
помощи детям, оказавшимся в трудной ситуации, детям детского дома. Работа
направлена на оказание дополнительной поддержки и внимания.
«Забота».
Организация реальной помощи нуждающимся (пожилым людям, инвалидам, ветеранам
войны и труда).
«Экология».
Организация начал волонтерского движения, помощь пернатым друзья, животным.
Ожидаемые
результаты
- рост социальной и общественной
активности;
- повышение стремления к общению;
- появление людей солидарных, готовых
быть сопричастными к проблемам окружающей жизни;
- формирование зрелой гражданской
позиции;
- формирование толерантного отношения к
людям старшего поколения, разных взглядов и убеждений.
Прогнозируем,
что участники данного проекта не будут сомневаться в том, что нужно сделать,
если они столкнуться с человеком, которому нужна посильная помощь. Воспитание в
самих себе ответственного толерантного сознания и поведения в повседневной
жизни – один из главных моих прогнозов и ожидаемых результатов. Сплочение
творческих коллективов. Расширение круга общения, партнерских связей в социуме
города Королева как людей с активной жизненной позицией, готовых прийти на
помощь, а не ждать ее от других.
Жизнеспособность
проекта (перспективы):
- видимой станет общественно полезная
деятельность учащихся гимназии, необходимая для их социализации;
-учащиеся гимназии станут активными участниками общественной
жизни ;
- участники смогут показать жизненное
кредо «Спешите делать добрые
дела !», продемонстрировать, что их вклад является эффективным способом
решения многих общественных (социальных) проблем.
Охват
учащихся начальной школы : 607 человек.
III. Этапы проекта
·
Подготовительный этап.
Основная деятельность – социальное проектирование.
· Определение
темы и актуальности проекта.
· Определение
цели и задач проекта.
· Определение
круга людей, которым необходима помощь .
·
Формирование добровольческих команд классов
и координация их деятельности.
·
Разработка перспективного плана дел.
2. Социальная проба.
·
Проведение плановых мероприятий.
·
Контроль и оценка проведения
мероприятий.
·
Анализ результатов деятельности.
3. Подведение итогов
(Отчеты, презентации, награждения.)
Проект не требует дополнительных
материальных затрат.
IV.
Календарный план реализации проекта : 01.09. 2017 - 31.05 2018 года.