Сохранение
и укрепление здоровья младших школьников
в условиях реализации ФГОС
«Забота о здоровье – это
важнейший труд педагога.
От жизнедеятельности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь,
мировоззрение,
умственное развитие, прочность
знаний, вера в свои силы…»
В.А. Сухомлинский
Состояние здоровья российских
школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем
неблагополучия является то, что здоровье школьников
ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет
назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех болезней
происходит в возрастные периоды, совпадающие с обучением в школе.
Учитывая тревожную тенденцию снижения качества
здоровья обучающихся, проблема сохранения и укрепления здоровья детей в школе в
настоящее время приобрела острую актуальность.
Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут
сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют
к себе пристального внимания. Чем лучше здоровье ребёнка, тем больше у него возможностей
показать высокие результаты обучения. Поэтому
главная задача школы – заложить основы, которые в дальнейшем
способствовали бы укреплению и
сохранению здоровья, совершенствовали бы физические способности детей.
На состояние
здоровья детей влияют следующие факторы:
20 % - наследственность
20 % -экология
10 % -развитие здравоохранения
50 % - образ жизни
В начальной
школе должна быть создана
необходимая предметно-пространственная
среда , а именно:
• обеспечение каждого класса начальной школы учебным кабинетом, в котором оборудован гигиенический уголок (раковина для
мытья рук, мыло, полотенце);
• комплектация физкультурного зала оборудованием,
необходимым для проведения занятий с младшими школьниками;
• выделение пространств для проведения в начальной школе занятий
внеурочной деятельности в рамках спортивно-оздоровительного направления.
·обеспечение
учащихся удобным рабочим местом в соответствии с ростом и состоянием слуха и
зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты независимо от роста
учащихся ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они
размещаются в первом ряду от окна.
В начальной школе должен быть организован режим,
соответствующий ФГОС:
- 5-дневный режим обучения в 1 -4-х классах с соблюдением
требований к максимальному объему учебной нагрузки;
- «ступенчатый режим» постепенного наращивания
учебного процесса в сентябре - октябре в 1-х классах;
-облегченный
день в середине учебной недели;
- 35-минутный уроков в течение всего учебного года
в 1 -х классах и 45-минутный во 2-4-х классах;
-ежедневная 40-минутная
динамическая пауза на свежем
воздухе после 3-го урока
--составление
учебного расписания с учетом динамики умственной работоспособности
учащихся в течение дня и недели,
В рамках организации внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительной направленности осуществляется ознакомление учащихся
с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязью здоровья
физического, психического и здоровья общества, семьи в ходе различных
мероприятий, таких как:
• спортивные
праздники, подвижные игры (в т. ч. с участием родителей младших школьников);
• занятия
в спортивных секциях;
• туристические
походы (развитие выносливости, интереса к физической активности);
• коллективно-творческие
дела по примерным темам:
-
«Вредные и
полезные для здоровья привычки»;
-
«Человек есть
то, что он ест»;
-
«Убийцы людей -
табак, алкоголь, наркотики»;
-
«Болезни,
которые порождаются увлечениями компьютерными играми, телевидением»;
-
«Можно ли словом
помочь человеку (убедить в чем-то, отказаться от вредных привычек и др.)?» и т.
п.;
•
система классных часов: беседы о том,
как заботиться о своём здоровье, встречи с медсестрой школы,
выполнение режима дня, обсуждение необходимости правильного питания. Для
этого используются следующие приёмы: беседа, лекция, работа с книгой.
• экскурсии,
видеопутешествия, знакомящие с людьми, их образом жизни, укрепляющим или
губящим здоровье;
Известно, что школьный урок оказывает серьезнейшее влияние
(положительное или отрицательное) на здоровье учащихся.
Так
каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье
школьников?
1. С целью предупреждения утомления и усталости учащихся
применяются дидактические игры,
включаются в урок физкультминутки, включаются школьники
в групповую и парную
работу, используются эмоциональная
передача содержания учебного материала, юмор, перевод
школьников к новым видам деятельности, которых должно быть в
течение урока от 4 до 7; планируется смена вида занятий через
7-10 мин; выдача заданий, развивающих воображение, интуицию,
эмоционально-чувствительное восприятие.
2. В течение урока, необходимо
следить за посадкой учащихся; проводить
психофизические паузы, физкультурные минутки, зарядку для глаз; использовать
методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы
школьников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу,
поисковую работу (с дополнительной литературой), и т.п.
3. Для
рациональной организации учебной деятельности учащихся
используются на уроках видеоматериалы, средства ИКТ, так как
это способствует развитию и стимулирует познавательный интерес учащихся;
обеспечивается индивидуальный
и дифференцированный подход в процессе обучения.
4. С целью укрепления психологического здоровья школьников важно добиться
на уроке благоприятного психологического настроения с помощью
создания ситуаций успеха для учащихся.
5. Необходимо соблюдать
санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного
процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в
помещении кабинета) в соответствии нормами СанПиНа; обращать особое
внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживать детей на своих уроках с
учетом состояния их зрения, корректировать освещение в кабинете;
освещение классной доски.
6. Формируя у учащихся знания о здоровье, включать в содержание
урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать задания
для проведения самоанализа.
|