Конкурс проектов "Наше
Подмосковье"- 2018
Проект «Спешите делать
добрые дела!»
Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя!
Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте
делать ДОБРО!
А.П. Чехов.
Мы живём в сложном мире. Наше общество преодолевает политический,
социальный, экономический и экологический кризис. Но остаётся в обществе самый
страшный кризис – нравственный. В настоящее время в России все больше и больше распространяется
культ бездуховности и безнравственности. Этот культ распространяется самыми
разными способами: телевизионными передачами, действиями политических и
общественных деятелей, поведением взрослых и т.д. Несмотря на разнообразие
методов, сущностью их является навязывание человеку стереотипов агрессивного и
безжалостного поведения по отношению к другим, пренебрежение нравственными
нормами ради материальной выгоды. Сегодняшние дети утверждают завтрашнее благосостояние страны, что
полностью зависит от доброкачественного воспитания. Проблема приобретения
ребёнком эмоционально-нравственного опыта является сегодня особенно актуальной.
Если наши дети будут совестливы и добры, этого достаточно. Всё остальное
приложится. Из жизни они сами будут выбирать, и вбирать в себя всё доброе и честное.
Морально-этическое воспитание детей и подростков - важное
направление воспитательной работы. Актуально это и для воспитанников детских
домов. Сегодня воспитанники перегружены требованиями по освоению учебных
дисциплин в рамках школьной программы, и ответственность за воспитание
духовности и нравственности лежит на воспитателях и педагогах детских домов..
Ведь современный окружающий мир мало способствует естественному освоению
нравственных ценностей.
Поэтому можно
предположить, что для детей-сирот, и детей, попавших в трудную жизненную
ситуацию, детский дом - это единственное место, где взрослые люди могут помочь
детям сформировать и усвоить такие ценности как доброта, отзывчивость,
милосердие. Не стоит забывать, что дети – будущее России, и от нас, от взрослых
зависит, каким будет это будущее.
Отсутствие заботы
к ближнему, агрессия по отношению к братьям нашим меньшим, безразличие к
происходящему в мире - стало неотъемлемой частью поведения подростков. Дефицит
доброты в социуме вызвал необходимость воспитания у молодых людей социальных
чувств.
Задача
современного воспитателя, педагога не только овладевать нормами международных
социальных и педагогических компетенций, но и стремиться использовать
инновационные процессы в молодёжной среде. Воспитать в каждом ребёнке
гражданина и патриота своей страны, развить чувство долга в оказании помощи
нуждающимся, побудить к совершению добрых и полезных поступков – одна из
главных задач педагога. Этот процесс начинается с ранних лет развития ребенка и
проходит через всю сознательную жизнь человека.
Проблема воспитания доброты, сострадания и доброжелательности
заслуживает того, чтобы сегодня еще раз обратить на нее внимание.
«Детство – важнейший период в человеческой жизни, не подготовка к
будущей жизни, а настоящая, яркая, самостоятельная, неповторимая жизнь! От
того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в
его разум и сердце от окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш», – говорил В.А.Сухомлинский.
Младший школьный возраст детей предоставляет большие возможности
для формирования нравственных качеств и положительных черт личности.
Податливость и известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к
подражанию, авторитет взрослых, создают благоприятные предпосылки для
формирования высокоморальной личности. Основы нравственного поведения
закладываются именно в младшем возрасте и роль педагога в процессе социализации
личности огромна.
В.А. Сухомлинский указывал, что младший школьный возраст
является благодатным периодом для пробуждения у детей добрых чувств к людям, а
средства эмоционального воздействия (красота поступков, красота природы,
эмоциональность коллектива, слово, искусство, труд и игра, роль учителя и др.)
Василий Александрович рассматривал как важнейшие факторы учебно-воспитательного
процесса.
II. Актуальность проекта
В современном мире, во времена компьютеризации, дети разучились
общаться друг с другом, зачастую утратили такие человеческие качества, как
уважение, сострадание, отзывчивость. И только усилиями родителей, учителя можно
воспитать у ребенка эти качества.
Актуальность заключается в соответствии идеи проекта требованиям
современного общества и государственного заказа на воспитание социально
активной личности
Проект «Спешите делать добрые дела!»
способствует формированию инициативы добра и ответственности детей, подростков
и молодежи, приобретению ими практического опыта, который усилит социальную
компетенцию и интерес к социально значимой деятельности.
Главное его направление – это оказание помощи детям в познании
искусства творить добро, всем оказавшимся в трудной жизненной ситуации и
нуждающимся в специальной поддержке и заботе.
Проект призван учить детей не проходить мимо тех, кому трудно,
делиться своим теплом с теми, кому его не хватает.
Социально активная деятельность готовит детей и подростков к
последующей гражданской деятельности, ими приобретается социальный опыт,
формируется умение самостоятельно планировать и реализовать задуманное, нести
ответственность за свои действия. Дети учатся сотрудничать как со сверстниками,
так и взрослыми.
Данный проект объединит вокруг себя детей и взрослых (учащихся,
родителей , педагогов) и станет общим делом.
Добро, гуманизм, милосердие, смысл жизни – это ценности, о которых
можно говорить бесконечно. Есть люди, которые говорят, а есть люди, которые
делают! Результаты скажут сами за себя.
«Я должен сделать все необходимое, чтобы количество добра в мире
увеличилось».
Все в наших руках! Нас ждут великие дела!
Цель проекта:
Развитие представления учащихся о добре;
воспитание стремления совершать добрые дела; развитие адекватной самооценки;
развитие умения делать правильный выбор при решении жизненных ситуаций.
Задачи проекта:
1. Сформировать в сознании детей
понятие «доброта».
Расширить знания
школьников о доброте и её роли в жизни каждого человека. Способствовать приобретению
учащимися опыта сопричастности, милосердия, быть добрее друг к другу.
2. Воспитывать доброжелательность.
3. Формировать положительную
эмоциональную настроенность, жизнерадостность, активность ребёнка.
4. Научиться жить под девизом:
«Что бы вы ни делали, количество добра в мире должно
увеличиваться».
6. Способствовать пониманию того, что
чёрствость души – самая страшная болезнь на свете.
7. Развивать чувства долга,
заботы и уважения к людям, нуждающимся в помощи.
8. Воспитывать чувство
гражданского долга, патриотизма, любви к людям, милосердия.
В основу проекта
положены следующие воспитательные методы:
- вовлечение в деятельность;
- стимулирование;
- сотрудничество;
- доверие;
- личный пример.
Миссия
проекта –
актуализация лучших моральных качеств участников проекта: доброты, сочувствия,
деятельной помощи и поддержки тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации.
Процесс взаимодействия в рамках этого проекта осуществляется как в
социальном, психологическом, так и педагогическом аспектах.
Социальный аспект выражается в потребности общества
организованно оформить социальную активность детей, способствовать успешному
обретению ими позитивного социального опыта.
Психологический аспект связан с удовлетворением стремления детей
к общению, переживанием чувства общности и доверия в социальных отношениях.
Педагогический аспект проявляется в возможности создания условий
для гармонизации опыта коллективных и индивидуальных отношений, в воспитании
ребенка коллективом сверстников в процессе социально значимой деятельности,
которая при благоприятных условиях способствует выработке у детей чувства
ответственности, солидарности, сопричастности к проблемам окружающей жизни,
позволяет формироваться зрелой гражданской позиции.
Участники проекта: учащиеся, родители, педагоги МБОУ
«Гимназия № 18 имени И.Я.Илюшина»
Сроки реализации: с 01.09.2017г- 31.05.2018г.
Направления деятельности:
«Творчество». Организация
праздников, концертов, акций для инвалидов, ветеранов войны и труда, военнослужащих
срочной службы. Работа направлена на привлечение внимания к проблемам
людей преклонного возраста, на оказание им дополнительной поддержки, внимания и
заботы. Конкурсы рисунков
и персональные выставки, изготовление поздравительных открыток.
«Помощь детям». Организация
помощи детям, оказавшимся в трудной ситуации, детям детского дома. Работа
направлена на оказание дополнительной поддержки и внимания.
«Забота». Организация реальной
помощи нуждающимся (пожилым людям, инвалидам, ветеранам войны и труда).
«Экология». Организация начал
волонтерского движения, помощь пернатым друзья, животным.
Ожидаемые результаты
- рост социальной и общественной активности;
- повышение стремления к общению;
- появление людей солидарных, готовых быть сопричастными к
проблемам окружающей жизни;
- формирование зрелой гражданской позиции;
- формирование толерантного отношения к людям старшего поколения,
разных взглядов и убеждений.
Прогнозируем, что участники
данного проекта не будут сомневаться в том, что нужно сделать, если они
столкнуться с человеком, которому нужна посильная помощь. Воспитание в самих
себе ответственного толерантного сознания и поведения в повседневной жизни –
один из главных моих прогнозов и ожидаемых результатов. Сплочение творческих
коллективов. Расширение круга общения, партнерских связей в социуме города
Королева как людей с активной жизненной позицией, готовых прийти на помощь, а
не ждать ее от других.
Жизнеспособность проекта
(перспективы):
- видимой станет общественно полезная деятельность учащихся
гимназии, необходимая для их социализации;
-учащиеся гимназии станут активными участниками общественной
жизни ;
- участники смогут показать жизненное кредо «Спешите делать
добрые
дела !», продемонстрировать, что их вклад является эффективным способом решения
многих общественных (социальных) проблем.
Охват учащихся начальной школы : 607 человек.
III. Этапы проекта
· Подготовительный этап.
Основная деятельность – социальное проектирование.
· Определение темы и актуальности
проекта.
· Определение цели и задач
проекта.
· Определение круга людей,
которым необходима помощь .
· Формирование добровольческих
команд классов и координация их деятельности.
· Разработка перспективного плана
дел.
2. Социальная проба.
· Проведение плановых мероприятий.
· Контроль и оценка проведения
мероприятий.
· Анализ результатов деятельности.
3. Подведение итогов
(Отчеты, презентации, награждения.)
Проект не требует дополнительных материальных затрат.
IV. Календарный план реализации проекта : 01.09. 2017 - 31.05 2018 года.
«Добрые души – это сады, добрые мысли – это корни, добрые
слова – это цветы, добрые дела – это фрукты, позаботьтесь о своем саде и
берегите его от сорняков, заполните его светом добрых слов и добрых дел».
(Генри Уодсворт Лонгфелло)
Этапы
работы над проектом
Этап |
Содержание деятельности |
Формы организации работы |
I Подготовительный этап |
Постановка проблемного вопроса, сбор информации,
выяснение актуальности вопроса, создание мотива к осуществлению
благотворительной деятельности, получение разрешения администрации школы на
осуществление проекта |
Беседы с учителями школы, администрацией школы,
учащимися, родителями. Встречи с партнёрами проекта Родительские собрания
|
II
Этап планирования |
Определение цели деятельности, основных задач
проекта, определение направлений деятельности, распределение ответственных за
направления, составление плана реализации по каждому направлению, определение
сроков исполнения |
Сбор актива проекта Блиц – опрос «Кому нужна помощь?» Итоговый сбор актива проекта Информация о проекте (листовки, газета, визитки) |
III Этап реализации |
Выполнение мероприятий по каждому направлению,
ведение дневников, сбор видеоматериалов |
Классные часы, беседы, выступления . Акции , посещения, встречи, конкурсы, внеклассные
мероприятия
|
IV Аналитический этап (рефлексивный) |
Подведение итогов по каждому направлению, создание
презентации, выпуск газеты, фотоотчёт, итоговый сбор, поощрения и награждения
участников |
Сбор актива проекта, газета, «Дерево добрых дел», фотовыстака, интервью |
V Перспективный этап |
Определение законченности или продолжения деятельности
по данному направлению |
Сбор отзывов и пожеланий |
V. Список использованной литературы:
· Крылова
Н. Школьное самоуправление перед выбором пути // Народное образование. – 2002.
– №7.
·
Курбатова О. В.
Прогнозирование, проектирование и моделирование
социальной реальности. Социальная работа: Учебное пособие — Ростов н/Д, 2003г.
· Лутошкин
А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. –
М., 1998.
· Мальковская
Т.Н. Социальная активность старшеклассников. – М., 1996.
· Пахомов
В.П. «Молодежь обустраивает Россию», Москва – Самара: Издательство «НТЦ», 2002.
-120с.
· Прутченков
А. С. Социальное проектирование в воспитательной работе школы // Воспитание
школьников. – 2001. – № 9–10; 2002 – № 1–5.
VI. Подведение итогов.
Анализируя результаты
деятельности учащихся начальной школы в 2017-2018 учебном году можно сказать,
что цель и задачи проекта были достигнуты. В проекте приняло участие 607
учащихся гимназии, родители, педагоги.
В процессе реализации
проекта был накоплен определенный опыт. Деятельность, осуществляемая по проекту
«Спешите делать добрые дела!», после его завершения должна продолжаться. Осуществление
проекта должно встретить позитивный социальный резонанс: участники данного
проекта уже не будут сомневаются в том,
что нужно сделать, если они столкнуться ситуацией, где нужна посильная помощь.
Отработанная на практике модель социального проекта станет традицией гимназии, которая объединяет и воспитывает и взрослых, и детей.