Введение Сегодня большое внимание уделяется использованию в процессе обучения современных образовательных технологий. Для своей методической разработки выбрала тему: «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Считаю эту тему актуальной, ведь современный школьник по-иному видит мир. Традиционные формы работы ему неинтересны, поэтому в настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира. Формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и учителя, а также аргументированное и логическое мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. Первой целью
технологии РКМЧП является формирование у школьников аналитического мышления.
Эта технология решает задачи образовательной мотивации: повышения интереса к
процессу обучения и активного восприятия учебного материала; повышения культуры письма; повышения информационной грамотности; повышения социальных компетентностей:
формирование коммуникативных навыков и ответственности за знания.
Второй целью
технологии РКМЧП является возможность научить школьников такому чтению, в
процессе которого информация, имеющаяся в тексте, понималась, осмыслялась,
сопрягалась с собственным опытом и, в конце концов, на её основе формировалось
бы собственное аналитическое суждение.
Цель работы: создание
условий для развития социальных компетенций учащихся.
Задачи: обобщить и систематизировать весь
собранный материал по данной теме; апробировать на практике методы и приемы
технологии РКМЧП; наработать методические разработки уроков как возможные
варианты.
Теоретические основы технологии РКМЧП.
В
основу теоретической части методической разработки легли
научно-исследовательские материалы Д.Клустера. Д.Хапберна, Д.Эстоса, Э.Поппера
и др.
Прежде
необходимо выяснить, что же понимается под критическим мышлением.
Во-первых,
критическое мышление есть мышление самостоятельное. Никто не может думать критически
за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Самостоятельность – есть
первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.
Во-вторых,
информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без
которой человек не может мыслить критически.
В-третьих,
критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем,
которые нужно решить. «Только сражаясь с конкретной проблемой,
отыскивая собственный выход из сложившейся
ситуации, ученик действительно думает». (Д.Дьюи).
В-четвертых,
критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически
мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение
разумными, обоснованными доводами. Он также сознаёт, что возможны иные
решения той же проблемы, и старается
доказать, что выбранный путь логичнее и рациональнее прочих.
В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею
делятся с другими. Когда мы спорим,
читаем, обсуждаем, возражаем
и обмениваемся мнениями с другими
людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию.
Все
пять пунктов этого определения
критического мышления могут воплощаться в различных формах учебной
деятельности, но самая лучшая - работа учащихся на уроках литературного
чтения. Именно при изучении литературных произведений процесс мышления ребёнка становится видимым и, следовательно, учитель может
получить представление о сформированности мыслительных операций обучающегося.
Анализируя произведения, дети становятся
активными, мыслят самостоятельно
и пользуются при этом всем имеющимся
у них запасом знаний.
Обучающиеся совершают поиск решения
некой проблемы и предлагают найденный ответ, поэтому чтение - наиболее эффективное средство обучения критическому
мышлению.
Данная
технология представляет собой систему
конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение
следующих результатов:
умение работать
с информационным потоком в разных областях знаний;
умение
пользоваться различными способами интегрирования информации;
умение задавать
вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
умение решать
проблемы;
умение
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта; умение
выражать свои мысли (устно и письменно );
умение аргументировать свою точку зрения и
учитывать точки зрения других;
умение сотрудничать и работать в группе.
В процессе долговременного слушания или чтения
теряется внимание, слабеет интерес и, как результат, снижается уровень понимания.
Технология РКМЧП имеет приемы, с помощью которых можно интенсифицировать
процесс чтения текстов или прослушивания лекции.
Для данной
технологии также чрезвычайно важна проблематика
групповой работы. Работа в группе оказывает сильное воздействие на формирование
мыслительных способностей. В процессе
обсуждения какой-либо идеи в группе школьник встает перед необходимостью
убедительно аргументировать свою мысль.
Технология ориентирована
на воспитание у ребенка социальной
ответственности. Для этого весь учебный процесс тесно увязывается с
конкретными жизненными задачами,
выяснением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни.
Социально-ориентированное отношение к действительности, навыки коллективной
работы, взаимообусловленность принципов и поступков личности – необходимые
условия для формирования гражданских взглядов.
В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из 3 основных
фаз: 1)фаза вызова; 2)фаза реализации смысла;
3)фаза рефлексии.
1)Фаза вызова предусматривает:
1
Актуализацию
и обобщение имеющихся у учащихся знаний;
2
Пробуждение
интереса к изучаемой проблеме;
3
Побуждение
ученика к активной деятельности.
Первая фаза ориентирована на
актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению
новой информации и ценностного отношения к предмету.
2)Фаза осмысления предусматривает:
1 Получение
новой информации;
2
Осмысление новой информации;
3
Соотнесение новой информации с собственными
знаниями.
Главная задача второй фазы – активное
получение информации, соотнесение нового материала с уже известным,
систематизация, отслеживание собственного понимания. Ученик получает
возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать
вопросы, определяет собственную позицию.
3)Фаза рефлексии предусматривает:
1 Целостное
осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
2 Выработку
собственного отношения к изучаемому материалу;
3 Анализ всего
процесса изучения материала.
Третья
фаза направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к
изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в
информационном поле.
Технология РКМЧП
предлагает оригинальные стратегии и приемы. Элементы новизны содержаться в
методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного
развития каждой личности.
На стадии вызова используются следующие приемы:
Прием
модерации, прием составления списка известной информации, «древо предсказаний»,
подбор определений, проблемный вопрос, прием «Корзина идей», «мозговой штурм».
На стадии осмысления текста используются следующие приемы:
Прием
«пометки на полях или инсерт», таблица ЗХУ, лекция со стопами, двухчастный
дневник, толстый и тонкий вопросы.
На стадии рефлексии используются следующие приемы:
Кластер, синквейн, эссе, 6 шляп мышления, центры,
пирамида смысла.
Использовать все
эти методы и приёмы нам помогут принципы
построения уроков.
1.Принцип освоения навыков в условиях специально организованной деятельности.
Этот принцип обеспечивается особой
формой организации процесса обучения, когда все участники вовлекаются в
действия: выполнение упражнений, наблюдение за поведением других, анализ собственных
ощущений и переживаний, сравнение собственного видения ситуации или факта с
видением других.
2.Принцип максимальной активности в процессе
обучения.
Все занятия предусматривают максимальный
уровень включенности в деятельность каждого ученика. Используемые приемы
позволяют активно участвовать в выполнении упражнений всем участникам обучения.
3. Принцип максимальной достоверности информации.
Он обеспечивается тем, что средством
«извлечения» знаний является собственная деятельность участников.
4.Принцип активной исследовательской позиции.
Он должен обеспечиваться мастерством и
профессионализмом педагога. Каждое упражнение должно быть поводом для анализа
действий учащихся. Равенство мнения педагога и мнения каждого учащегося,
предоставляется каждому возможность высказаться, рассуждать, анализировать.
5.Принцип партнерского общения.
Он тесно связан с предыдущим принципом. Он также
обеспечивается мастерством учителя.
Партнерское общение – это общение, при котором каждый участник учитывает
интересы, эмоции, чувства, переживания тех, с кем общается. Реализация этого
принципа создает в группе атмосферу открытости, доверия, которая позволяет
всем экспериментировать, открыто, не
боясь ошибок и насмешек, высказывать свое мнение.
Обоснование
возможности использования технологии РКМЧП на уроках русского языка и
литературного чтения.
Уроки русского
языка и литературного чтения представляют богатейшие возможности по
использованию технологии РКМЧП.
Во-первых, сама
технология нацелена на развитие чтения и письма. Письмо очень сложный вид
работы, самая трудная часть учебного процесса, но и наиболее эффективное
средство обучения критическому мышлению. Общеизвестно, что нельзя развивать
речь, опираясь только на предметные знания, т. к. этого явно недостаточно.
Почему? Речевая деятельность без развития мыслительной деятельности невозможна.
Если нет оригинальных идей, то развитие речи невозможно. Вывод, речь и
критическое мышление надо развивать одновременно. Именно на это и нацелена
технология РКМЧП, а также на формирование аналитического мышления, т.к. выводит
на ведущие компетенции: коммуникативную, языковедческую, культуроведческую.
Во-вторых, на
уроках русского языка и чтения мы работаем с текстами. В стандартах образования
заложен анализ текста, но приемы его анализа в технологическом плане
разработаны слабо. Возникает противоречие, мы знаем, над чем работать, но не
знаем, как работать. И возникают бесконечные вопросы. Современные методики
русского языка и литературы пытаются найти ответы и оптимальные пути решения
этого противоречия. Технология РКМЧП ликвидирует бреши, имеющиеся в методике, и
предлагает оригинальные приемы и методы работы с текстом, позволяющие развивать
мыслительные операции. Возникает идеальное сочетание: богатый опыт анализа
текста и методы и приёмы технологии
РКМЧП.
В-третьих, в
целом гуманитарные предметы представляют большие возможностей для внедрения
технологии РКМЧП, т. к. тексты русской литературы выводят на дискуссию,
заставляют думать, спорить, высказывать собственную точку зрения. Обращаясь к
художественному тексту, ученик вступает в новый диалог – диалог с писателем,
временем, культурой, познаёт неистощимый потенциал слова, окунается в
удивительный мир чувств, в котором мировоззрение становится мироощущением и
переживанием.
В-четвёртых,
главная цель любого урока – воспитание личности, человека, умеющего
анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и
на основе полученных знаний формулировать свой взгляд на мир. Одним словом, человека
не боящегося мыслить.
Опыт внедрения технологии РКМЧП
на уроках
литературного чтения.
С технологией
РКМЧП познакомилась в 2018 году. Приёмы,
предложенных технологией РКМЧП, позволяют «расшевелить» ленивое мышление учащихся. Можно приучить
их думать, размышлять,
принимать взвешенные решения. Позже,
знакомясь с технологией проблемно-диалогического обучения, увидела много
общего.
При реализации технологии РКМЧП на
уроках русского языка столкнулась с трудностями.
Русский язык
очень богат и предоставляет
большие возможности, как в
плане подбора материала к занятиям, так и в плане используемых методик.
Именно с выбором материала к
занятию и возникли первые
трудности, т.к. было очень сложно отобрать из « моря» информации то, что нужно. Вторая трудность состояла в выборе используемых приёмов. Казалось бы, всё просто, бери
готовые приёмы, суть которых
уже ясна, подбирай
к ним нужный материал, и занятие готово. Но на практике
всё оказалось не таким уж лёгким. В итоге моё первое занятие получилось похожим на традиционный урок, но с элементами технологии РКМЧП.
Далее я попыталась сравнить занятия с традиционным опытом проведения
уроков. В технологии РКМЧП занятие состоит из 3 стадий: стадия вызова напоминает
проблемные уроки: сначала формируется проблема, исследование которой
предлагается для самостоятельного изучения.
Далее идёт
обычная учебная работа – чтение и обсуждение текста. Новым явилось графическое
оформление материала, т.е. различные таблицы. И, конечно же, новыми были цели
обучения, формы подачи материала и виды работы учащихся.
После же прочтения текста всегда
возникают противоречивые мнения и новые
вопросы, и ни одна идея не останется без внимания, записываются все мысли, идеи и предложения учащихся.
Вызов
способствует появлению у учащихся мотивации в познании нового. Этап осмысления
предполагает ввод новой информации.
Последний этап –
рефлексия – является особо значимым, т.к. именно здесь происходит творческое
развитие ребенка, осознание им уже вновь обретенной информации. Все этапы не
просто взаимосвязаны, но и взаимозависимы.
Пришло
понимание, что осознанное использование предложенных технологией РКМЧП приёмов
и методов даст положительные результаты в процессе развития критического
мышления обучаемых.
После того, как
было проведено сравнение традиционного обучения с обучением в технологии РКМЧП,
я пришла к выводу, что с помощью методов и приёмов технологии критического
мышления, можно значительно повысить эффективность уроков русского языка и
литературы.
Поэтому
следующим этапом моей работы стало введение отдельных элементов, приемов
технологии РКМЧП, таким образом, что учащиеся имели возможность познакомиться
с «правилами игры», т.е. с приемами работы. Было сразу же заметно, что такая
форма работы на уроках учащимся очень нравится.
Важную роль в организации таких занятий играет
групповая работа. От её организации зависит учебное сотрудничество учащихся и
педагога. Работу в группах наиболее целесообразно использовать на уроках повторения
и обобщения знаний, когда пройденная тема даёт обширный материал для анализа, а
также на уроках первоначального изучения темы.
Сценарий урока литературного чтения с использованием
технологии РКМЧП.
Тема. В.А. Осеева «Три товарища».
Цель: формирование представлений обучающихся о дружбе.
Задачи: учить составлять
характеристику героя на основе анализа его поступков, развивать умение эмоционально воспринимать текст, выражать при чтении воспитывать
желание быть лучше, добрее, дружелюбнее.
Оборудование: конверт с фигурками мальчиков, древо предсказаний,
мультимедийный проектор, презентация, «лесенка успеха», кружочки.
Технология: развитие
критического мышления.
Приёмы: прогнозирование по чувства и
характер действующих лиц, развивать критическое мышление, названию,
древо предсказаний, кластер,чтение с остановками, синквейн.
|