Технология проектной идеятельности основывается на
методологических подходах Д. Дьюи, У.Х. Килпатрика, В.Н. Шульгина, М.В.
Купенина, Б.В. Игнатьева и др.; современных ученых, исследователей – Е.С.
Палат, В.Д. Симонентко, Г.И. Кругликов, В.В. Гузеев и др. В 20-е и начале 30-х годов в российских школах широко
использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач – развития
ученика. Однако этот метод не давал возможности учащимся овладевать системой
знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы и вместе
с этим резко снизилось внимание к основной философской идее образования того
времени – направленность его на ребенка. В настоящее время эта идея вновь стала определяющей в
деятельности российских школ, что объясняет интерес педагогов-практиков к
технологии проектного обучения. В чем же суть проектного обучения? Чаще всего можно услышать не о проектном обучении, а о
проектном методе. Этот метод более четко оформился в США к 1919 году. В России
он получил широкое распространение после издания брошюры В.Х.Килпатрика «Метод
проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.). В основе этой системы лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и др.
американских ученых. Главные их идеи состоят в следующем: с большим увлечением
выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана
свободно самим; деятельность строится не в русле учебного предмета; опора на
сиюминутные увлечения детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним,
важны и побочные сведения т др.
Исходный лозунг основателей системы проектного обучения –
«Все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагал изначально
использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс
познания. Карл Фрей в своей книге «Проектный метод» (изд-во «Бельц», германия,
1997) ряд этим понятием подразумевает путь, по которому идут обучающие и
обучаемые, разрабатывая проект. |