Знания - дети удивления и любопытства. Луи де Бройль Технология проблемного обучения не
нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной
школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях
американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи (1859-1952),
основавшего в 1894 г.
в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой
деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями
- инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического
созревания. Дьюи выделял четыре инстинкта для обучения: социальный,
конструирования, художественного выражения, исследовательский. Для удовлетворения этих инстинктов
ребенку предоставлялись в качестве источников познания: слово, произведения
искусства, технические устройства, дети вовлекались в игру и практическую деятельность
- труд. В 1923 г. в СССР были
«комплекс-проекты» на основе Дьюи (в процессе выполнения проектов «борьба за
промфинплан», «за коллективизацию» усваивались знания). Классно-урочная система
объявлялась отжившей формой, она заменялась лабораторно-бригадным методом.
Однако в 1932 г.
постановлением ЦК ВКП(б) эти методы были объявлены методическим прожектерством
и отменены.
Сегодня под проблемным обучением понимается
такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под
руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную
деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое
овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных
способностей. |