Среда
15.05.2024
14:32
Приветствую Вас Гость
RSS
"Школьные годы..." Сайт Седовой Оксаны Юрьевны
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Основные разделы

Учителям

Ученикам

Родителям

Кнопка моего сайта
Маленькая страна”

Мини-чат

Главная » Файлы » Мои файлы

Выступление на ШМО
08.02.2013, 19:15

«Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе»

 

«Плохой учитель преподносит истину,

хороший – учит её находить.»

А. Дистервег

 

Инновационное образовательное пространство урока

 

УРОК:

  • Разноуровневые образовательные технологии
  • Разноуровневое содержание образования
  • УМК
  • ИКТ
  • Компетентностно-деятельностный подход
  • Сотрудничество
  • Нетрадиционные формы проведения уроков

 

Образовательная технология:

         легко вписывается в учебный процесс;

         позволяет достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету; 

         обеспечивает внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;

         обеспечивает интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;

         обеспечивает доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

         отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;

         четкая ориентация на развитие творческой деятельности.

Технология -

         это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

Педагогическая технология -

         это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

 

Критерии,

составляющие сущность педагогической технологии:

         однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);

         отбор и структура содержания (что);

         оптимальная организация учебного процесса (как);

         методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);

         учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);

          объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

 

Приоритетные технологии:

         -развивающее обучение;

         -проблемное обучение;

         -разноуровневое обучение;

         -коллективная система обучения (КСО);

         -технология решения изобретательских задач ( ТРИЗ);

         -исследовательские методы обучения;

         -проектные методы обучения;

         -технология « дебаты»;

         -технология модульного и блочно- модульного обучения;

         -лекционно – семинарско - зачетная система обучения;

         -технология развития «критического мышления»;

         -технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

         -обучение в сотрудничестве ( командная, групповая работа);

         -информационно – коммуникационные технологии;

         -здоровьесберегающие технологии;

         - система инновационной оценки « портфолио»;

         - технология дистанционного обучения;

         технология мастерских;

         групповое обучение  и др.

 

«Технология развития критического мышления»

 

Там, где думают одинаково –

никто не думает слишком много!

 

            Чтобы не потеряться в интенсивном потоке информации, избежать психических и физических перегрузок ребенок должен уметь сам организовать свою деятельность и самообразование.

            Для успешной реализации этих целей была разработана Технология Развития Критического Мышления. Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которые успешно используются на уроках с целью решения актуальных образовательных и воспитательных задач. В корне меняется характер таких уроков. На них процветает атмосфера взаимодоверия, взаимопомощи и сотрудничества. В такой обстановке ребенок спокоен и уверен в себе, а значит чувствует себя комфортно.

 

          Критическое мышление предполагает способность понимать и рефлектировать по поводу того, что человек знает и о чём думает. Но чтобы это стало возможным, необходимо вывести своё знание и понимание на уровень осознания.

     Урок, построенный в соответствии с технологией критического мышления, состоит из трёх фаз:

-вызов;

-осмысление или фаза реализации смысла;

-рефлексия.

   1. Первая стадия называется вызов.

          В классе на стадии вызова учащиеся могут получать задание, потом путём мозговой атаки составить список того, что они знают или думают. Мозговая атака может проводиться: индивидуально с каждым учеником,  парами или с  группой. Кто-нибудь записывает результат групповой мозговой атаки на доске, причём все идеи принимаются независимо от того, правильны они или нет. Затем преподаватель может задавать вопросы учащимся о том, что не обсуждалось в данный момент, но имеет непосредственное отношение к прочитанному. Во время этой фазы важно, чтобы учитель говорил как можно меньше и давал слово учащимся. Роль учителя состоит в том, чтобы выступать в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять, однако, при этом внимательно выслушивая их соображения.

        На первой фазе осваивается несколько важных познавательных видов деятельности.

        Во-первых, обучаемый активно участвует в вызове того, что он знает о данной тематике. Это заставляет учащегося анализировать собственные знания на подступах к той теме, которую он начнёт разбирать во всех подробностях. Через эту первичную деятельность обучаемый определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Это очень важно, так как знания становятся прочными, если они приобретаются в контексте того, что человек уже знает и понимает. И наоборот, информация будет быстро утрачена, если она предложена учащемуся без контекста или без увязки с теми знаниями, которые у него уже были.

         Во-вторых, цель фазы вызова – активизация обучаемого. Для того чтобы обучаемые осознанно и критически подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в процессе обучения. Участие становится активным только тогда, когда учащийся начинает целенаправленно мыслить и выражать эти мысли словами, т.е. демонстрация знаний (себе и партнёру) происходит при активной мыслительной деятельности с помощью устной или письменной речи. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. Это даёт учащимся возможности эффективнее увязать новую информацию с известной, так как контекст для понимания становится самоочевидным.

            В-третьих, определяется цель предлагаемой темы. Существует два типа целей: цель, поставленная преподавателем в предлагаемом тексте, и цель, выбранная учащимся самостоятельно. Цели, выбранные самостоятельно, более сильны, чем цели, определяемые извне. Обычно личный интерес определяет личную цель.  Мотивация учебной деятельности снижается, если устойчивый интерес к ней отсутствует.

      2. Вторая стадия называется смысловой.

      На ней обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями. Этот контакт может принимать форму чтения текста, просмотра фильма. Это такая фаза обучения, во время которой преподаватели оказывают наименьшее влияние на обучаемого. Именно во время этой второй фазы, обучаемый должен научиться самостоятельно и активно работать.

          Главная задача второй, смысловой стадии состоит в том, чтобы,    во-первых, поддержать у обучающихся активность, интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. Немаловажной задачей является и поддержание усилий обучаемых по отслеживанию у них собственного понимания. Хорошие учащиеся отслеживают свои мысли, встречаясь с новой информацией. Они перечитывают текст в том случае, если перестают его понимать. Они же и хорошие слушатели, так как воспринимая сообщение, обычно записывают или задают вопросы о том, что не поняли. Пассивные учащиеся обычно просто игнорируют эти проблемы в понимании. Они не отдают себе отчёта в возникающей путанице, в недоразумениях или даже в пропусках информации.

      3. Третья фаза – рефлексия.

        На этом этапе следует задать вопрос о том, что было сделано после прочтения текста, и кратко обсудить результаты мозговой атаки, проведённой как индивидуально, так и всей группой. Рефлексия– это то состояние, когда информацию пропускаешь через своё видение.

         При рефлексии обязательно полученную информацию надо обращать в словесную, письменную форму, ибо только при этом процессе происходит гармония из хаоса мыслей, т.е. в процессе вербализации происходит осмысление новой информации. Именно на этой стадии учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и расширяют свой мыслительный процесс. Именно в этой фазе Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Для учащихся эти новые знания обретают качество своих. Когда учащиеся способны отслеживать собственное понимание, они соотносят новую информацию со своими установившимися представлениями, т.е. сознательно увязывают новое с уже известным.

              Итак, три стадии урока: ВЫЗОВА, на которой учащиеся должны использовать свои предыдущие знания по какой-нибудь теме, делать прогнозы и, в общем, определить цели своего чтения или исследования. Затем освещается реализация СМЫСЛОВОГО ЭТАПА, на котором учащиеся интегрируют идеи, изложенные в тексте (или в виде какой-либо другой формы презентации), со своими собственными идеями для того, чтобы придти к новому пониманию. Кульминацией этого является стадия РЕФЛЕКСИИ, на которой учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и расширяют свой мыслительный процесс.

       На каждом этапе реализуются свои педагогические приёмы.

(Составление кластера, Приём «П» - «М» - «И»: таблица «Плюс - минус - интересно», Пометки на полях, Написание синквейна, Учебный мозговой штурм, Верные – неверные утверждения, Написание эссе и другие).

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: oxsedowa | Теги: выступление, образовательные технологии
Просмотров: 850 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт школы
-->

Школьный портал
-->

Наш опрос
Вы вошли на сайт. Кем Вы являетесь?
Всего ответов: 299

Сайт в конкурсах

Полезные кнопочки


Наш сайт в каталоге manyweb.ru SafeWeber.ru Каталог сайтов 'Российское образование в сети' Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов Всего.RU Белый каталог сайтов Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Анализ сайта Добавить url в каталог ссылок. Добавить url в белый каталог продвижение сайта бесплатно детский фотограф Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter Каталог сайтов Bi0