"Садимся за уроки"
Всегда надо помнить, что - выполнение домашних заданий –
серьезный труд. Бывает так, что ученик занят не меньше взрослого.
- Наша задача – приучить ребенка
трудиться правильно, не нанося вред здоровью, т. к. учеба – это главный
труд школьника.
Если
мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то
заметим, что эта задача имеет две цели; - С одной стороны, нужно помочь
ребенку найти правильный режим работы, выделить место для занятий,
определить наилучший порядок приготовления уроков;
- а с другой стороны, воспитать у
него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или
погулять, сформировать умение быстро включаться в работу, вести ее, не
отвлекаясь, и в хорошем темпе.
Правильно ли использует время ребенок при подготовке домашних
заданий? Из
разговора родителей:
- "Мой сын сидит за уроками 3 – 4 часа. Такой прилежный, такой
трудолюбивый …” Понаблюдаем, как Петя учит уроки. - Петя занял рабочее место. Сидит
за столом, значит, работает… . Оказывается, нет. Сначала куда-то подевался
циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет,
и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да и самого учебника не
оказалось на месте. А минуты бегут…
- Но вот все найдено, уточнено,
приготовлено, мальчик углубился в работу… Вдруг ему захотелось попить
воды, а еще через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика…
·
на раскачку ушло более 20 минут, два с лишним часа ушло на
приготовление уроков. Петя за это время: ·
дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить воду; ·
один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать не началась ли
программа мультфильмов; ·
дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в
соседней комнате; ·
один раз доставал из стола альбом с марками и листал его. - Но вот работа закончена. Петя
еще 10 минут бесцельно перекладывает с места на место учебники и тетради…
Такая картина часто является типичной.
Прежде всего нужно обратить внимание на обстановку, в которой
ребенок выполняет домашние задания. - Духота и шум снижают скорость и
эффективность в 3 раза и во столько же ускоряют утомляемость. Поэтому
выключите телевизор и постарайтесь не пылесосить, пока уроки не сделаны.
- Мнение о том, что усвоение идет
легче под тихую классическую музыку, себя не оправдывает, тишина – лучший
звуковой фон для умственной деятельности.
- На концентрацию внимания лучше
всего влияет температура в комнате. Оптимальная концентрация достигается
при температуре 18-22о
- Многие дети любят учить уроки на
кухне, пока матери готовят ужин; попутно помогая и регулируя
образовательный процесс.
- А мама вздыхает: и в кого у нее
такой ребенок?
А
он просто устал и не может сконцентрироваться над задачей. Как организовать труд ребенка при подготовке домашних заданий? Во-первых, большую роль в организации учебного
труда школьника играет режим дня. Специальные
исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо
учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его
твердо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час
приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше
гулять.
И, напротив, среди слабых учеников много
таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени. Это не
случайно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления
твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе.
Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что
интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости. Во-вторых, ребенок должен садиться за уроки не только
в одно и то же время, но и напостоянное рабочее место. Если
жилищно-материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный
письменный стол и книжную полку, то все равно нужно выделить ему какое-то
постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради. Поэтому моими советами для родителей будут следующие: - Полезно вместе с ребенком
составить памятку ”Садимся за уроки”.
- Школьник через некоторое время
достигнет того, что все пункты памятки станут для него привычными.
- Приступать к выполнению
домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения
из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят
какими-либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно
садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.
- Если ученик включается в работу
сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и
переходить к более легким. Если же он втягивается медленно, то ему
следовало бы начать с более легких и лишь постепенно переходить к трудным.
- Для успешного выполнения задания
необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий следует
сделать перерыв на 5 – 10 минут, во время которого следует выполнить
несколько физических упражнений.
- И главное – сохраняйте такт и не
забывайте хвалить вашего ребенка!
А теперь какая памятка должна быть составлена для ребенка? Памятка школьнику - Садись за уроки в одно и то же
время.
- Проветри комнату за
10-15 минут до начала занятий.
- Поставь прибор освещения слева
от себя.
- Проверь готовность своего
рабочего места: сотри пыль, проверь, на своем ли месте учебные и
письменные принадлежности, убери со стола все лишнее.
- Уточни расписание уроков,
проверь записи в дневнике.
- Сядь удобнее, открой учебник...
Ну и конечно, составим памятку для родителей! Памятка для родителей «Хотите,
чтобы ваш ребенок с удовольствием ходил в школу?» - Не говорите о школе плохо, не
критикуйте учителей в присутствии ребенка.
- В случае конфликтной ситуации в
школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая подробностей с ребенком.
- Следите, чтобы ваш ребенок
вовремя ложился спать.
- Ребенок должен видеть, что вы интересуетесь
его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
- Читайте сами, пусть ребенок
видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у
телевизора.
- Учите ребенка выражать мысли
письменно: обменивайтесь записками, пишите совместные письма.
- Принимайте участие в жизни
класса и школы. Ребенку будет приятно, если его школа станет частью вашей
жизни.
Заключение. Соблюдение
всего предложенного: время подготовки к урокам, место приготовления уроков,
использование памятки «Садимся за уроки», интерес к жизни класса, школы,
доброжелательное отношение к учителям, как со стороны ребенка, так и со стороны
родителей – залог хорошей учебы вашего ребенка! Помните: "Ребенок, что тесто, как замесил, так
и выросло”
|