Школьный этикет
Надо
помнить всем всегда:
«Вежливость
всегда права!»
«Здравствуйте!» Этим
простым словом люди ежедневно приветствуют своих знакомых и незнакомых людей.
Каждое утро, переступая порог своей школы, наблюдаю, что
одни дети всегда вежливы и приветливы, здороваются с одноклассниками и
учителями. Другие дети ведут себя противоположным образом и считают, что
здороваться друг с другом совсем не обязательно».
Можно ли поправить данную ситуацию? Как убедить ребят
соблюдать правила культурного поведения в школе и общения друг с другом. Знают
ли они, что такое этикет? Существует ли этикет в школе? И верно ли, что,
соблюдая правила этикета, можно стать более уверенным и успешным человеком.
Тема моей работы «Школьный этикет».
Актуальность: считаю, что наше
поведение и наше общение невозможно без
такого качества как вежливость.
Цель
исследования: выяснить, соблюдаются ли правила
культурного поведения и общения в моем классе и школе.
Задачи:
Ø изучить литературу об истории этикета и правилах культурного
общения;
Ø выяснить, существует ли школьный этикет;
Ø понаблюдать за поведением и общением учащихся на перемене,
на улице, в общественных местах;
Ø провести анкетирование по вопросам приветствия и дисциплины;
Ø выявить отношение учащихся школы к данному вопросу;
Ø составить правила этикета для ребят своего класса.
Гипотеза: можно предположить, что, соблюдая нормы культурного общения
в классе, мы станем более приветливыми, тактичными и дружными.
Методы
исследования:
Ø анализ научной литературы;
Ø наблюдение;
Ø анкетирование;
Ø сравнение полученных результатов;
Ø составление правил классного этикета.
История возникновения этикета
Слово «этикет» пришло к нам из французского языка, где имеет
значение «ярлык», «этикетка». Ввёл в обиход это слово французский король
Людовик XIV
в 17 веке, но свод
определённых правил поведения существовал и в доисторические времена и
диктовался необходимостью мирного сосуществования с соседними народами и
племенами. Так, уже в 3
тысячелетии до нашей эры в Египте ценилось умение изящно применять столовые
приборы и поглощать пищу беззвучно. В древней Индии, Греции, Риме строго соблюдалось поведение представителей разных сословий, на эту
тему писались целые трактаты.
Становление этикета в нашей стране связано с принятием в 9 веке христианства. Богатейшее
духовное наследие православия оказало огромное влияние на формирование норм
нравственности на Руси. В этой связи нельзя не вспомнить имя Иоанна Златоуста.
В его «Беседах на Евангелие...» можно найти немало вполне практических
рекомендаций о том, как нужно вести себя в различных жизненных ситуациях.
Лучшими человеческими качествами Златоуст считал доброту, скромность,
терпимость и стремление к самосовершенствованию, причём их важность несомненна
и в наше время. В трудах Златоуста почерпнули для себя немало важного и Ярослав
Мудрый, и Владимир Мономах – умнейшие и образованнейшие люди Древней Руси.
Огромный вклад в развитие этикета в России внёс в начале 18
века Пётр I, немало путешествовавший по Европе. Именно при Петре I вышла в свет книга о хороших манерах «Юности честное
зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Этот труд был адресован в
первую очередь молодёжи и в доступной форме рассказывал о правилах поведения в
обществе.
В дальнейшем этикет в России претерпевал различные
изменения, постепенно приближаясь к своему современному состоянию. Однако, как
и много столетий назад, неизменным остаётся принцип: «Поступай с людьми так,
как хочешь, чтобы поступали с тобой».
Виды этикета
В зависимости от ситуации можно выделить
следующие виды этикета:
·
речевой
(нормы речевого поведения и конкретных формул вежливого общения);
·
столовый
(правила сервировки и норм поведения за столом);
·
«выходного
дня» (при посещении различных культурных мест);
·
религиозный;
·
повседневный (общение с людьми, набор определенных
действий, поведение в здании, на улице и т.д.);
·
служебный
(а также студенческий, школьный и т.д.);
·
праздничный
(как правильно вести себя на частных и корпоративных вечеринках, дома и в
гостях);
·
профессиональный
(взаимоотношения людей в сфере трудовой деятельности);
·
свадебный
и т.п.
Поскольку я учусь в школе, то меня в настоящее время
больше интересует школьный этикет.
Школьный
этикет
С чего же начинается школьный этикет? Наверное,
прежде всего с понимания того, что же такое ШКОЛА.
Школа – то
место, где мы учимся, развиваемся, обогащая новыми знаниями ум, интеллект,
душу.
Школа – это храм науки. Значит, и вести себя в нём
нужно соответственно.
Театр начинается с вешалки, а школа – с порога.
Приходить сюда, как и в любое другое место, нужно вовремя. Не зря же говорят:
«Точность – вежливость королей!» Опаздывать на урок – плохо и неприлично, ведь
тем самым можно пропустить новую интересную тему и отвлечь одноклассников от
объяснения учителя.
Переступая школьный порог, нужно здороваться со
всеми педагогами, кого мы увидели. Доброжелательный тон и приветливая улыбка
будут приятны и всем одноклассникам, ведь гораздо приятнее общаться с вежливым
человеком, чем с грубияном и нахалом.
«Встречают по одёжке, провожают по уму» – эта
народная мудрость актуальна и по сей день. Заходя в школу, необходимо помнить о
своём внешнем виде. Причёска, одежда, вещи – показатель настроения, отношения к
себе и другим людям.
Говорят, «молчание – золото». Но только не на уроке!
Отвечать нужно так, чтобы другие хорошо понимали: чётко и правильно
проговаривая все слова. Если ответ у доски, то рассказывать надо так, чтобы
слышно было даже на последней парте. А вот на перемене совсем не обязательно,
чтобы разговор с подружкой слышал весь класс.
Школа
– это не только учителя и ученики, это классы с партами и стульями, коридоры со
стендами и картинами. Приходя в школу 1 сентября, мы видим, что в школе все выкрашено и вымыто. Ученики должны
бережно относиться к школьному имуществу: не писать на парте и стенах, не
ломать мебель, убирать за собой мусор.
Что
знают дети о школьном этикете?
Наблюдая за учащимися школы, я заметила, что далеко
не все школьники при встрече с педагогами помнят о словах приветствия. Нередки
случаи опоздания учащихся на урок. Многие ребята не соблюдают правила поведения
на перемене и в школьном коридоре (бег, толкание, а иногда схватки боевые),
причем на замечание дежурных нарушители не обращают внимания, а то и вовсе
грубят в ответ.
По данной проблеме мною было проведено анкетирование
«Соблюдаешь ли ты школьные правила и нормы поведения?». (Приложение № 1)
Всего было опрошено 90 человек. Среди них 70 человек
соблюдают правила поведения в столовой,
на перемене дисциплинированы 52
человек, на уроке - 71 человек.
Анкета «Можешь ли ты здороваться и извиняться?» позволила
выяснить, насколько воспитаны и вежливы современные дети и какой словарный
запас знаний речевого этикета у учащихся нашей школы. (Приложение № 2)
Подводя итог своего анкетирования, я получила следующие
результаты.
Из 90 человек 84 % опрошенных всегда здороваются со всеми
учителями школы. 57 % школьников приветствует своих друзей словом «Привет!», 21
% пользуется словом «Здравствуй!» и 22
% –
«Здорово!» Кроме этого учащиеся знают такие слова приветствия как
«Доброе утро! Добрый день! Салют! Хеллоу! Хай! Приветик! Здоровик!»
Свои извинения учащиеся начальных классов приносят с помощью
речевой формулы «Простите! Извините, пожалуйста! Больше так не буду!»
Старшеклассники к этим словам добавляют «Сори! Я не хотел! Поймите и простите!»
А ведь поводов для извинения могло бы быть гораздо меньше,
если бы все учащиеся соблюдали школьные нормы поведения.
Как нужно
вести себя в школе
Проанализировав результаты анкетирования, я поняла,
что ситуация нуждается в коррекции. Поэтому решила вывести общие правила
поведения для учащихся нашей школы. Соблюдать их несложно, даже полезно.
Ученики
должны приходить в школу до начала уроков за 15 минут. Заранее приготовиться к
нужному предмету и ждать учителя. Они должны успокоиться и привести себя в
порядок, потому что учителю приятно, когда ученики опрятны и готовы к уроку.
Если
ученик опоздал, то нужно постучать и спросить разрешения войти в класс. Когда
войдешь, нужно поздороваться, объяснить причину опоздания и извиниться. И
больше не опаздывать, потому что отвлекаешь от работы не только учителя, но и
весь класс.
Пропуски
уроков могут быть только по одной причине – из-за болезни. Ученик должен
принести справку от врача или записку от родителей.
На
уроках надо вести себя тихо, не разговаривать. Когда учитель объясняет, надо
слушать внимательно, не перебивая. Если хочешь что-то спросить или сказать,
подними руку, не выкрикивай. На переменах нельзя бегать по классу, по коридору.
Если хочешь бегать, выйди на улицу.
Во
время проведения праздничных линеек и мероприятий, нужно вести себя серьёзно,
не баловаться, внимательно слушать, то, о чём говорится, не отвлекать
одноклассников. Кроме того, принимать участие в школьных и городских
мероприятиях. Бороться за честь класса и школы.
По
дороге в школу необходимо соблюдать правила дорожного движения для пешеходов. В
школе также необходимо соблюдать правила техники безопасности, о которых
рассказывает учитель.
Правила
этикета нашего класса
Конечно же, мы
обязаны соблюдать все школьные нормы и предписания. Но каждый классный
коллектив имеет свои особенности. В нашем коллективе заведено пропускать
девочек вперед при входе в класс, помочь им поднять стул после уроков, уступить
место в зале, столовой.
Мы соблюдаем все
праздничные даты и дарим друг другу подарки на День Защитника Отечества и 8
марта. С особым уважением относимся к учителям, пользуясь при обращении словами
приветствия, прощания и извинения. Соблюдаем порядок и чистоту в классе.
Бережно обращаемся с учебниками и тетрадями.
И всё же главным
в школьной жизни является умение
дружить. В классе мы всегда выручаем друг друга в трудных ситуациях, помогаем в
случае, когда что-то не получается сделать (поделка, рисунок и др.), если кто-то
забыл учебное пособие – даём нужную вещь. Мы все вместе отвечаем за то, если
кому-то плохо в коллективе, радуемся общим победам и успехам каждого из нас.
Всегда выступаем на стороне слабого, а обидчика стараемся остановить, требуем
извинений и обещания больше не обижать товарища.
Получается, что
дисциплина и порядок – это ежедневный и тяжёлый труд. Справиться с этим
нелёгким делом помогают наши «Классные
правила».
1. Доброжелательность
- Мы доброжелательно относимся друг к
другу.
- Здороваемся со всеми взрослыми,
независимо от того, учат они нас или нет.
- Улыбаемся. Не ходим с кислыми лицами.
2.
Поведение и дисциплина
- В классе и школе не сорим, пользуемся
урнами как воспитанные люди.
- Не опаздываем и не прогуливаем уроки.
- После обеда убираем за собой посуду.
Пусть в столовой уютно будет всем.
- Не пользуемся во время уроков телефонами
и плеерами.
3.
Наша речь
- Не повышаем голос и не кричим.
- Вежливо разговариваем с взрослыми и
между собой.
- Не говорим плохие слова.
4.
Общественные места
- Во время общешкольных массовых
мероприятий входим в актовый зал и столовую без рюкзаков и верхней одежды.
- Не трогаем и не портим чужие вещи.
5.
Наши школьные традиции
- Обязательно посещаем общешкольные
линейки.
- Любим, дорожим и поддерживаем школьные
традиции.
Заключение
Свою работу я посвятила изучению этикетных норм поведения в
школе. Мои знания по данной теме обогатились интересными сведениями о манерах
общения, правилах этикета в других странах, видах этикета и их особенностях, о
культуре в целом.
Считаю, что данная тема важна как для ребят моего класса,
так и нашей школы в целом.
В заключение работы мной были сделаны следующие выводы:
·
В нашей школе действуют определённые
нормы поведения для учащихся.
·
В результате анкетирования было
выяснено, что школьные правила в большинстве своём соблюдаются учащимися (на
уроке, в столовой, реже – на перемене).
·
Многие ребята хотели бы, чтобы все
школьники придерживались школьного этикета.
·
С помощью этикетных правил можно
изменить манеру поведения школьников. Пример тому наши «Классные правила» и наш
класс.
·
Культурное общение позволит всем
более уважительно относиться друг к другу.
Уверена, что всем людям
надо постигать правила этикета с особым прилежанием, так как они научат нас
жить в ладу со всеми окружающими.
Список использованных источников
1. Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. Классный
руководитель № 7 – 2001. Начало в № 1, 2, 3, 6. 2001.
2.
Савенков, А. И. Методика
исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство "Учебная
литература”, 2007.
3. Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие
для учителей и родителей учащихся начальных классов/ред. Л.В.Кузнецова,
Г.С.Семенов – М.: Школьная Пресса. 2002.
4. Персидская И.В. и
др.
Классные часы в 1 – 4 классах/. – Волгоград: Учитель, 2007.
5. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах:
в помощь учителю М.: Школа-Пресс. 1998.
6. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Москва, 2000.
7. Этикет от А до Я. Автор-составитель Н.В. Чудакова. – М.:
Издательство АСТ, 1997. |